Биография и личная жизнь Ролана Быкова

Годы жизни: 1929-1998
Дата рождения: 12 октября
Дата смерти: 6 октября.
Причина смерти: рак лёгких.
Национальность: еврей по матери, поляк по отцу
Рост:1 метр, 58 сантиметров.
Где родился: город Киев.
Где похоронен: Москва.
По знаку Зодиака: Весы.
По восточному календарю: Змея.
Семейное положение: был женат на Лидии Князевой, позже – на Елене Санаевой.

Предлагаем вашему вниманию статью, посвящённую биографии и личной жизни Ролана Быкова – великолепного артиста, режиссёра кино, сценариста. Удивительно, но человек, не обладая красивой внешностью, гренадёрским ростом, телосложением Аполлона, умел приковывать внимание зрителей к своей персоне даже во второстепенных ролях. Вот что значит истинный талант! Казалось, он мог исполнить любую роль – врача и официанта, священника и скомороха, партизана и полицая – кого угодно. Разве что на роли любовников ему не везло по понятным причинам… Но, например, в таком фильме, как «Женитьба Бальзаминова», Ролан Быков убедительно смотрелся в образе обаятельного соблазнителя. Правда, славу ему составили совсем другие роли, и надо признать, весьма разнообразные!

Детство и юность

Быков Ролан Антонович появился на свет осенью 1929 года в столице Украины – Киеве. Он был вторым ребёнком в семье, чуть раньше родился Героним. Интересно, что младшего сына родители желали назвать в честь французского писателя Ромена Роллана, но перепутали имя и фамилию. К тому же паспортистка тоже внесла свою лепту в эту путаницу и записала в метрике Роланд Анатольевич Быков, плюс ко всему прочему перепутала месяцы рождения (ноябрь вместо октября). Впоследствии все эти недоразумения были исправлены.

Когда мальчику исполнилось пять годков, его семейство переехало в Москву на постоянное место жительства. Поэтому при написании биографии иногда местом рождения Быкова называют именно Белокаменную, но это не так. Впоследствии Антон Михайлович ушёл из семьи.

В Москве и прошли детство и юность Быковых — младших, если оставить за скобками эвакуацию в Йошкар-Олу, когда началась война. Любопытно, что на гостеприимной Марийской земле у Ролана обнаружились экстрасенсорные способности. Паренёк внезапно обрёл дар предвидения, мог предсказывать желающим события ближайшего будущего. Школьник без устали «ванговал» (к дому Быковых выстраивались очереди жаждущих узнать, что с ними произойдёт вскоре) пока не довёл себя до нервного истощения. Когда семья вернулась в 1943-м в Москву, то юного предсказателя поместили в больницу.

Брат Героним Быков интересовался медициной, после школы поступил в вуз и получил медицинское образование, добился профессорского звания и руководства лабораторией при институте хирургии имени Вишневского.

А младшего (творческими наклонностями мальчишка был явно в мать) привлекли занятия в театральной студии. Ещё до войны мальчик обучался в Доме Пионеров. Вместе с ним там же учились Александр Митта (постановщик «Экипажа»), Владимир Андреев («царь Салтан»), Игорь Кваша (бургомистр в «Мюнхгаузене»). После выпускного в школе юный театрал безуспешно пытался поступить в одно театральное училище за другим. Дело в том, что творческие способности парня ни у кого не вызывали сомнений, однако смущал низкий рост.

Наконец, в училище имени Щукина закрыли глаза на антропометрические данные поступающего и приняли уникального, артистичного парнишку в студенты. Так в 1947 году Быков приступил к учёбе на курсе Веры Львовой и Леонида Шихматова. Ролан сам получал образование и параллельно вёл в течение двух лет драмкружок на заводе «Сангигиена». «Актёрский» диплом получил в 1951 году.

Роли в театре

Согласно Википедии на сцене Быков работал в течение почти десятилетия, причём в разных театрах. Целых восемь лет (1951-59) он служил в труппе московского ТЮЗа. Одновременно около двух лет привлекался для работы на подмостках столичного драмтеатра и был художественным руководителем театральной студией Бауманского ДК. Дополнительно успевал трудиться внештатным корреспондентом детской редакции ЦТ и редактором отдела сатиры и юмора на радио. В период с 1957 по 1959 год самовольно организовал Студенческий театр в МГУ, в котором, например, дебютировала Ия Саввина. За молодого актёра вступились тогдашние звёзды из артистической среды, и театр существовал в дальнейшем официально.

Роли в театре доставались разные. В ТЮЗе Быков был задействован в таких спектаклях, как:

  • «Павлик Морозов»,
  • «Место в жизни»,
  • «Чудесный мальчик».

В постановке пьесы по мотивам стихов Корнея Чуковского «О чём рассказали волшебники» актёр впервые в карьере (но не в последний раз) изобразил разбойника Бармалея.

В 1959-м Быкова пригласили на должность главрежа питерского театра имени Ленинского комсомола. Через год мужчина решил полностью посвятить себя кинематографу. На «Мосфильме» он не только снимал, снимался, но и руководил творческим объединением «Юность» при киностудии.

Режиссёрские работы и сценарии

В начале шестидесятых Быкову нестерпимо захотелось занять режиссёрское кресло. О намерении он поделился с некоторыми из своих друзей, и те одобрили его решение. Ролан Антонович решился дозвониться до мэтра режиссёрского цеха Михаила Ромма и поведать о замыслах. Тот внимательно выслушал рассказ молодого человека. Собеседники позже встретились. Маститый деятель во время общения решил, что перед ним либо оптимист, либо сумасшедший. Тем не менее, Михаил Ильич морально поддержал напористого паренька в его начинаниях.

В 1962 году на экраны страны вышел дебютный фильм Быкова «Семь нянек». Про этот великолепный фильм о перевоспитании трудного подростка группой молодых людей с часового завода ни в коем случае не скажешь «первый блин комом». Получилась добротная, классная работа, при просмотре которой создавалось впечатление, что её снял опытный постановщик.

Так Быков нашёл свою нишу – снимать кино для детей и подростков.

Через год на суд телезрителей явилась новая работа Быкова (совместно с Никитой Орловым) «Пропало лето». В ленте рассказывалось о том, как два приятеля отправились на летних каникулах в гости к тёткам одного из них, которые своего племянника никогда не видели. Ребята этим и воспользовались. Родственник отправился в экспедицию, а его товарищ-недотёпа предстал перед родными друга…

Настоящий шедевр был снят Быковым в 1966-м под названием «Айболит 66». Это была экранизация стихотворной сказки Чуковского, в которой сам режиссёр повторно изобразил Бармалея.

Через четыре года вышла картина «Внимание, черепаха!» про живой уголок первоклассников и своеобразные опыты детишек над черепахой… Любопытно, что Ролан Антонович сыграл в своём фильме роль бабушки.

В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос». Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя.

Пожалуй, главным фильмом в режиссёрском наследии Быкова стала экранизация повести Владимира Железнякова «Чучело» 1983 года. Для советского кино это была очень необычная работа, в ней впервые настолько остро поднимался вопрос подростковой жестокости. Сюжет фильма таков: в один из классов провинциальной школы приходит девочка по имени Лена Бессольцева. Она селится в частном доме со своим дедушкой. Шестиклассники настороженно встречают новую ученицу, за глаза посмеиваются над ней и её дедом – собирателем старинных картин. За девочкой закрепляется обидная кличка Чучело. Однажды ребята решают прогулять урок всем классом и отправиться в кино. Друзей классному руководителю выдаёт Дима Сомов – симпатичный парнишка, подружившийся с Леной. Подружка всё это слышит. В наказание весь класс лишается возможности поехать на обещанную экскурсию в Москву. Лена берёт всю вину на себя и становится изгоем. Над ней начинают издеваться почти все одноклассники. В том числе и Дима…

Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одна часть зрителей восхищалась работой, другая возмущалась, что Быков посмел в нелицеприятном свете показать современных подростков, обнажить животрепещущие проблемы советской школы. Фильм пытались подвергнуть цензуре, но Ролан Антонович отстоял своё детище.

Последней работой Быкова в качестве постановщика стала короткометражка «Я сюда больше никогда не вернусь» – о маленькой девочке, сбежавшей из дома, в котором мать-алкоголичка избивала её.

Телеспектакли и озвучивание

Работа на телевидении Быкова вылилась в участие в трёх телеспектаклях и озвучивании множества мультфильмов. В 1969-м Быкову доверили исполнить роль Фансена в спектакле «Эгмонт» по пьесе Гёте, через три года он сыграл слугу в постановке по роману Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба», в 1973-м в детективном спектакле «Мегрэ и человек на скамейке» Быков исполнил роль клоуна и вора Фреда.

Значительно чаще Быкова приглашали на озвучивание мультипликационных фильмов. Среди них отметим следующие:

  • «Песня о Соколе» (Уж);
  • «Мук-скороход» (комментатор);
  • «Лоскутик и Облако» (Барбацуца);
  • «Стальное колечко» (текст);
  • «Волчок» (текст);
  • «Слонёнок заболел» (Кот);
  • «Счастливый Григорий» (пёс Гриша).

В занимательном, в чём-то даже экспериментальном, мультике 80-го года «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Быков озвучил сразу несколько ролей – охотника, автор оперы и музыканта ансамбля.

Фильмы с актёром

Какие только роли в кино ему не предлагали! На экране Быков-артист дебютировал в 1954 году в одной из первых режиссёрских работ Владимира Басова «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа» в образе учащегося реального училища. Кинопроизведение стало одним из лидеров проката того сезона. Затем последовали фильмы «Педагогическая поэма», «Пути и судьбы», «Это начиналось так…».

В 1959 году в свою дебютную ленту по гоголевской повести «Шинель» на главную роль Акакия Акакиевича пригласил Быкова Алексей Баталов. Ролан справился с поставленной задачей блестяще.

После этого актёр снялся в нескольких фильмах во второстепенных ролях (особенно заметным стало участие в фильмах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»), прежде чем ему вновь предложили значительную работу. Это была картина Саввы Кулиша «Мёртвый сезон» о разведчике Ладейникове. В одной из главных ролей – бывшего узника концлагеря Савушкине – зрители увидели Быкова.

В том же 1968-м артист сыграл красноармейца Карякина в драме режиссёра Карелова «Служили два товарища». Быков совместно с молодым на тот момент Олегом Янковским составили великолепный дуэт – оба исполнителя во всех эпизодах отработали безупречно!

В 71-м был снят военный фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах», в котором герой нашей статьи предстал в образе командира партизанского отряда Локоткова. Эта одна из лучших ролей Быкова, но, к сожалению, фильм положили на полку якобы за искажение истории, дегероизацию народного сопротивления. Фильм вышел на экраны только с началом перестройки в стране.

Интересной получилась работа Быкова в комедии Алексея Коренева «Большая перемена», где артист изобразил рабочего Петрыкина, занимающегося воспитанием своего коллеги и возвращением его в школу. Позднее Ролан Антонович сыграл в ещё одной ленте Коренева «По семейным обстоятельствам». Перед нами предстал артист в роли логопеда, не умеющего произносить нескольких букв алфавита.

В сказке «Приключения Буратино» режиссёр Леонид Нечаев доверил Быкову роль кота Базилио, а лису Алису сыграла жена Ролана – Елена Санаева. Супруги изумительно вжились в образы мошенников, а позднее смешно и трогательно сыграли влюблённую пару в фильме «Жил-был настройщик».

Явно удалась Быкову и роль отца Фёдора в телефильме «12 стульев» в постановке Марка Захарова.

Пронзительной и одновременно глубокой получилось у актёра перевоплощение в профессора Ларсена в антиутопической ленте 1986 года «Письма мёртвого человека».

В 1993-м в ленте «Серые волки» Быков сыграл генсека Хрущёва.

Избранная фильмография:

  • «Воскресение»;
  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Звонят, откройте дверь»;
  • «Комиссар»;
  • «Ехали в трамвае Ильф и Петров»;
  • «Подранки»;
  • «Хождение по мукам»;
  • «Из жизни отдыхающих» и многие другие.

Награды и звания

За всю карьеру Ролана Антоновича удостаивали множества наград и званий:

  • ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • медалей «За трудовую доблесть», имени Льва Толстого;
  • госпремий за фильм «Чучело», за роль профессора в «Письмах мёртвого человека», за создание фильмов для детей и юношества;
  • премии различных международных фестивалей;
  • в 1998 году получил звание почётный профессор МГУ.

Личная жизнь и семья

Ролан Быков был женат дважды. Первая жена – Лидия Николаевна Князева, актриса, известная по роли обезьянки Чи-чи в быковской постановке «Айболита». Своими детьми пара не обзавелась, зато усыновила мальчика из детдома, присвоив ему имя Быков Олег Роландович. К сожалению, парень оказался очень трудным. Учился спустя рукава, работать не хотел. Ролан Антонович сильно с ним намучился. К слову, Олег пережил отца всего на четыре года.

Вторая жена Елена Всеволодовна Санаева – известная советская актриса. У неё от предыдущего брака был сын, так что у Быкова появился ещё один приёмный сын – Павел Владимирович Санаев, которого Ролан любил и воспитывал как собственного. Вот такая была личная жизнь у известного человека.

Фото Ролана Быкова

Всевозможных изображений, на которых фигурирует известный актёр и режиссёр, во Всемирной паутине превеликое множество. Фото Ролана Быкова есть и в модной сети Инстаграм. Правда, кто распоряжается этой страницей, доподлинно неизвестно – возможно, Паша Санаев. Есть там и архивные кадры со съёмочных площадок, снимки Быкова в молодости и фото в старости, а также последние фото. Если желаете ознакомиться подробнее, то наберите в поисковике хэштег #роланбыков в Instagram.

Последние годы жизни

В девяностые актёр не так интенсивно снимался как раньше, сказывались годы и навалившиеся болезни. Тем не менее, Быков нередко появлялся на экране телевизора в различных телепрограммах, документальных проектах, успевал к тому же руководить своим именным фондом. Работал над фильмом о войне под названием «Портрет неизвестного солдата», но закончить его так и не успел. Вдобавок писал стихи, книги воспоминаний – в общем, трудился немало для своего возраста.

Последний раз зрители увидели легенду кино в живую в начале мая 98-го на одном из центральных телеканалов. В передаче артист пытался шутить, быть весёлым, энергичным, но наиболее внимательные заметили, каких трудов это ему стоило. У телецентра во время эфира дежурила карета скорой помощи. После записи программы Быков был госпитализирован.

Смерть актёра

В середине девяностых у Быкова была диагностирована тяжёлая форма рака лёгких – вот от чего умер любимец публики. Его дважды оперировали, но особо положительных результатов эти хирургические вмешательства не дали – лишь на пару лет продлили жизненный путь. 6 октября 1998 года Ролан Антонович скончался в одной из московских больниц. Когда умер великий артист, через три дня состоялась церемония прощания и похороны на Новодевичьем. Могила актёра находится на участке №10. Памятник представляет собой гранитную стелу с крестом сверху.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector