В каком году родилась: 1955
Где родилась: город Ленинград
Рост: 160 сантиметров
Кто по национальности: русская с польскими корнями
По знаку Зодиака: Близнецы
По восточному гороскопу: Коза
Есть такие актрисы в нашем кинематографе, о которых можно говорить долго, с воодушевлением и прибавлять к оценке их творчества одни только приподнято-восторженные эпитеты. К категории подобных уникальных отечественных актрис можно с полной уверенностью причислить Евгению Симонову. Многие киношедевры с её участием по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа. Отрадно, что эта обаятельная женщина и привлекательная артистка снимается до сих пор, и делает это профессионально, от души, потому что по-другому не умеет. Предлагаем вашему вниманию статью, посвящённую биографии и личной жизни Евгении Симоновой – исполнительнице, которая без ложной скромности уверяет, что для вхождения в образ ей достаточно пятнадцати секунд
Биография Евгении Симоновой
В первый день лета 1955 года, в «городе трёх революций», в почтенном семействе психолога Павла Васильевича Симонова и его супруги, педагога Ольги Сергеевны Вяземской, родился второй по счёту ребёнок. Дочку назвали Женей. Четырьмя годами ранее у пары появился на свет мальчик Юра, ставший в дальнейшем ведущим образовательной телепередачи «Умницы и умники».
В том же году семья переехала в Москву, так как Павлу Васильевичу предложили место сотрудника госпиталя имени Бурденко. В начале шестидесятых Симонов-старший перешёл в Институт нейрофизиологии, который впоследствии и возглавил. Ольга Сергеевна долгое время работала учителем английского языка в одном из высших учебных заведений столицы.
В интервью Евгения Павловна отмечала, что в раннем возрасте не особо отдавала себе отчёт, насколько важными и серьёзными делами занимаются её родители, а потому долго не могла определиться с тем, чему посвятит себя во взрослой жизни.
Детство и юность актрисы
В детстве и юности Женя увлекалась самыми разнообразными занятиями, всё ей нравилось, и всем этим она живо интересовалась. То её увлёк конный спорт, потом девчонка решила посвятить себя искусству и попросила записать её в музыкальную школу. Потом она оказалась в кружке хореографии. Ближе к выпускному классу девушку стало тянуть к изучению иностранных языков, она даже планировала поступить в МГУ на филологический. Но все задумки десятиклассницы резко поменялись, и не без влияния отца. В то время Павел Васильевич разрабатывал теорию о роли воздействия психологии на творчество. И вот школа-студия МХАТ пригласила видного учёного дать на эту тему несколько лекций будущим актёрам.
Павел Симонов согласился, и настолько увлёкся заданием, что превратил занятия со студентами в монологи-спектакли к превеликому удовольствию слушателей. На этих представлениях побывала и его любознательная дочурка, которая тут же зажглась идеей поступить в театральный вуз.
Выпускница Симонова подала документы в несколько учебных заведений, но получилось пробиться только в «Щуку», Щукинском училище. Евгения была определена в класс к педагогу и актёру Юрию Катину-Ярцеву.
Поначалу у девушки мало что получалось, на первых курсах студентка подумывала бросить это, как она решила, безнадёжное дело. Однако Юрий Васильевич сумел разглядеть в юной особе потрясающие актёрские способности. Ещё опытный наставник помог своей подопечной преодолеть чувство робости и зажатости на сцене. Женя поборола застенчивость и постепенно обрела уверенность в своих силах. Сначала Катин-Ярцев доверял Симоновой маленькие роли в небольших этюдах, а со временем дело дошло и до больших ролей в крупноформатных постановках.
Фильмография
Что касается съёмочной площадки, то перед камерой девушка не тушевалась. Ещё когда Евгения училась на первом курсе «Щуки», ей предложили сняться в эпизоде на киностудии «Молдова-фильм» у режиссёра Гажиу в фильме «Десять зим за одно лето».
Вторая проба принесла юной артистке всесоюзную славу. Речь идёт о легендарной военной драме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Фильм вышел на экраны в 1973 году. Лётчицу Машу Попову в исполнении Симоновой полюбила вся многонациональная страна. Успех в картине Быкова позволил молодой исполнительнице получать заманчивые приглашения на съёмки от режиссёров разных «весовых категорий»: от малоизвестных до культовых и заслуженных. Актрису стали ежегодно задействовать в кино вплоть до девяностых годов, до развала Союза и советской киноиндустрии. Иной раз в год выходило по три или четыре ленты с участием Симоновой.
Однако то, что за ней закрепилось амплуа лирической героини, амбициозную артистку совершенно не устраивало. Да, ей нравилась популярность, масса писем от поклонников, признания в любви, она была благодарно всем тем, кто помог раскрыться её таланту. Но при этом Евгении Павловне нестерпимо хотелось расширить рамки своих возможностей. А ведь ещё в студенческие годы она сумела доказать педагогам и самой себе, что сможет исполнить этюд на любую тему. Как-то раз её сокурсники получили задание на постановку любого отрывка из какого угодно литературного произведения на выбор. Симонова выбрала одно из сочинений Всеволода Гаршина и исполнила роль уличной женщины. На сцене она так достоверно изображала проститутку, что руководитель училища Борис Захава приказал немедленно опустить занавес…
И это был, кажется, единственный пример отрицательного образа в карьере артистки Симоновой.
Рьяные поклонники творчества Евгении Павловны уверены, что её лучшая – это роль медсестры Кати Снегиревой в комедии Георгия Данелии «Афоня». То, что девушка справилась с работой на отлично, никто не спорит. Однако тут же на ум приходит роль принцессы в киноленте Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Фильм получился превосходным, а в союзе с очаровательной Женечкой на съёмочной площадке блистали Олег Янковский, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Ирина Купченко, Юрий Соломин и многие другие.
Неплохо Симонова вписалась в концепцию фильма Вениамина Дормана о событиях периода Гражданской войны «Пропавшая экспедиция» и в его продолжении – «Золотая речка». В этой дилогии Евгения сыграла дочь профессора геологии Тасю.
Крайне необычной для сложившегося амплуа Симоновой стала работа в молодёжной драме Павла Любимова «Школьный вальс». Перед зрителями предстала актриса в роли своенравной, коварной и в то же время вызывающей сочувствие несчастной влюблённой.
Серьёзная роль супруги классика русской литературы досталась Евгении в фильме Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». В роли Фёдора Михайловича засветился любимый актёр Тарковского Анатолий Солоницын.
К числу очень заметных ролей в репертуаре Симоновой можно отнести Джил Харт, любовницу главного героя из мини-сериала «Рафферти».
Интересно, что в трагикомедии «Баламут» Владимира Рогового, где Евгения внесла лепту ролью учительницы английского языка в институте, в одном из эпизодов мелькнул её старший брат Юрий Вяземский.
Очередное соприкосновение с творчеством Достоевского у Симоновой случилось в начале восьмидесятых, когда Евгений Ташков предложил ей сыграть Альфонсину в телефильме «Подросток» по одноимённому роману великого русского писателя.
В перестроечные и в «лихие» девяностые годы Евгения не сбавила обороты по количеству съёмок в отличие от многих коллег, но откровенно сильных фильмов с её участием зритель в то неспокойное время не увидел.
В начале двухтысячных случился небольшой прорыв: на экраны вышел многосерийный фильм по роману Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» режиссёра Андрея Эшпая, супруга актрисы. Евгения Павловна перевоплотилась в образ Софьи Александровны.
Много позже, в 2015-м Эшпай снял сериал «Взрослые дочери», куда пригласил сразу трёх представителей нескольких поколений собственных родственников. Жене и падчерице Зое достались крохотные роли, а внук Симоновой Алексей сыграл сына главного героя.
В сериале Сергея Ашкенази «Дело гастронома №1» рассказывалось о расследовании преступления в крупном столичном магазине времён застоя. Евгения Павловна перевоплотилась в первую жену директора гастронома Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.
Прочие ленты в фильмографии актрисы:
- «Вылет задерживается» (1974);
- «Рассказ неизвестного человека» (1981);
- «Карантин» (1983);
- «Дети солнца» (1985);
- «Француз» (1988);
- «Русский регтайм» (1993);
- «Событие» (2008);
- «Иван Грозный» (2009);
- «Ланцет» (2019) и многие другие.
Телеспектакли и озвучивание
Евгения Симонова принадлежит к числу тех, на ком держится репертуар театра Маяковского. За четыре десятилетия женщина верой и правдой служила ему и отыграла в огромном количестве спектаклей. В том числе ею исполнено несколько ролей в телевизионных проектах, востребованных публикой в советский период, среди которых запечатлены такие работы:
- «Как важно быть серьёзным» (по пьесе Оскара Уальда) (1976),
- «Доходное место» (по Островскому) (1977),
- «Лика» (по сценарию Зурабова) (1978),
- «Сцены из драмы «Маскарад» (по Лермонтову) (1985).
Для озвучивания зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов Евгению Павловны с её нежным приятным голосом почему-то практически не привлекали, а зря. В историю вошла озвучка мультфильма «А в этой сказке было так…», где голосом Симоновой говорит царевна Несмеяна.
Признание и награды
За годы деятельности Евгения Павловна удостаивалась множества премий, получала награды и звания. В её копилке Государственная премия, Ленинского комсомола, имени Станиславского, «Ника», «Хрустальная Турандот», «Золотой орёл», орден Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 1995-м Симоновой присвоено звание народной артистки Российской Федерации.
Личная жизнь и семья актрисы
Любопытная деталь в биографии актрисы: настоящая фамилия Евгении Павловны – Станкевич. Фамилию заменили в годы репрессий. Отец, Павел Васильевич, пережил маму, Ольгу Сергеевну, на 11 лет. Брат актрисы, телеведущий Юрий Вяземский также по паспорту Симонов, но взял фамилию матери в качестве псевдонима.
Дом Симоновых был открыт для гостей, и когда Женя училась в училище, почти весь её курс перебывал у них. Особенно часто визиты наносили Лёня Ярмольник и Юра Васильев. За последнего Евгения чуть было не выскочила замуж, но вмешался случай: на съёмках остросюжетного фильма «Пропавшая экспедиция» девушка сошлась с Александром Кайдановским. Вскоре после этого влюблённые вступили в брак и прожили вместе целое пятилетие.
Согласно Википедии, вторым мужем Симоновой стал также коллега по цеху, актёр, специалист по дубляжу Дмитрий Полонский. С этим мужчиной Евгения познакомилась при озвучивании фильма «Карантин», их связь длилась недолго.
Третьим мужем стал режиссёр Андрей Эшпай, с ним Евгения Павловна проживает и поныне.
Кем стали дочери актрисы
У Симоновой две дочери. Старшая Зоя – от первого брака, и она носит фамилию Кайдановская. Повзрослев, девушка пошла по стопам родителей и стала актрисой.
Младшая Маша – дочь Андрея Эшпая. Девушка получила великолепное музыкальное образование, обучалась в училище при столичной консерватории. Ныне Мария Эшпай – профессиональная классическая пианистка, проживает в Великобритании.
А вот Симонова на фото с семьёй и детьми.
Евгения Симонова в настоящее время
В 2017 году актриса снялась в мелодраме «Осиное гнездо», где сыграла главу семьи, в которой нет мужчин. Однажды женщина покидает дом, оставив завещание. В нём значится, что имущество достаётся не родственникам, а совершенно чужой женщине, а подлинная картина Ван Гога даруется музею искусств…
Последние новости
В 2018-м завершились съёмки второго сезона детективного сериала «Метод», здесь Симонова снова исполняет роль учительницы.
В фильме «Тайны госпожи Кирсановой» Евгения Павловна сыграла тётушку главной героини-сыщика.
Из последних новостей: ещё одну полудетективную историю о хирурге, занимающимся внутренним расследованием в клинике, сняли в 2019-м. Она называется «Ланцет». Евгения Симонова предстала в фильме в образе врача Седлаковой.