Самые интересные факты из биографии и личной жизни Алексея Баталова

Имя: Алексей Баталов
Годы жизни: 1928-2017
Дата рождения: 20 ноября
Когда умер: 15 июня
Сколько лет: 88
Где родился: город Владимир
Где похоронен: Москва, Преображенское кладбище
Национальность: русский с небольшой польской примесью
Рост: 1 метр, 82 сантиметра
По знаку Зодиака: Скорпион
По восточному гороскопу: Дракон

Этот замечательный актёр был любим несколькими поколениями любителей кино и театра, причём как представителями слабого, так и сильного пола. Если вас интересует биография и личная жизнь Алексея Баталова, то в нашей статье мы постараемся осветить этот вопрос как можно подробнее.

Уникальность артиста трудно переоценить: ему одинаково легко удавалось перевоплотиться и в аристократа, и в работягу, в учёного и революционера, вжиться в образ и солдата, и врача. В любом случае простые парни у него получались интеллигентными, а дворяне – простыми и обаятельными. Это был один из немногих в нашей стране артистов, которому безоговорочно «верили» не только зрители, но и режиссёры-постановщики, а также коллеги по цеху, с которыми ему доводилось работать на сцене или съёмочной площадке. Он и в жизни был такой же светлый, добрый и одухотворённый, как и большинство его персонажей. Наибольший всплеск популярности исполнителя произошёл после выхода на экраны таких лент как «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Фильмы с его участием неизменно имели успех.

Детство и юность актёра

Алексей Владимирович Баталов появился на свет осенью 1928 года в городе Владимире в интеллигентной семье, связанной с театральной деятельностью. Отец Владимир Баталов, был актёром и режиссёром в МХАТе. Мать Нина Ольшевская – актрисой того же театра. С искусством были связаны дядя Николай Баталов, тётя Ольга Андровская, двоюродная сестра Светлана Баталова.

Что касается детства и семьи, то когда Алёша был совсем маленьким, его родители расстались. Так что с пятилетнего возраста мальчик проживал в семье писателя Виктора Ардова. У Алексея Баталова были два младших единоутробных брата – Михаил, ставший впоследствии священником и Борис – тоже актёр театра и кино, мультипликатор. Алёша своего отчима очень любил, и тот не делал различий между пасынком и своими родными сыновьями.

Для справки: Алексей Баталов для Анны Ардовой, актрисы театра Маяковского, является дядей.

В их доме часто гостили известные на всю страну личности: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и многие другие. Мальчику такая дружественная обстановка безумно нравилась, и она серьёзно повлияла на формирование юной личности.

Счастливое детство не только у Лёши, а у всех советских детей оборвалось 22 июня 194 года, когда по радио объявили о начале войны. Мама Баталова вместе с ним и его младшими братьями была эвакуирована из Москвы в Бугульму. В эвакуации Нина Ольшевская не сидела сложа руки. Ею был организован небольшой театр, в котором работали беженцы и их дети. Попробовал свои силы и пятнадцатилетний Алексей, выступая в различных второстепенных ролях. Он, однако, сильно сомневался в своих способностях и считал, что ему многого не хватает для того, чтобы достичь творческих успехов.

Дебют Баталова в кинематографе также состоялся во время войны, в 1944-м. Именно за год до победы Алексей со своей мамой и братьями возвратились в столицу из эвакуации. Как-то класс, в котором учился Алёша, пригласили для участия в массовке фильма «Зоя» о подпольщице Зое Космодемьянской. Интересно, что в отличие от одноклассников только у Баталова была роль со словами.

Работа в театре

На театральных подмостках юный Баталов оказался, как мы уже писали, благодаря самодеятельному театру. После школы Алексей Баталов успешно прошёл экзаменационный отбор в Школу-студию МХАТ. Он обучался в классе под руководством преподавателей Блинникова и Станицына. В решении в юности стать актёром не было ничего удивительного – вся родня Алексея была артистической, он сам попал впервые за кулисы, будучи младенцем.

Учился Баталов хорошо, учёба давалась ему легко, он всегда вспоминал своих наставников тепло и с чувством глубокой признательности. Как только в 50-м году выпускнику выдали диплом, он был призван в армию. Служба Баталова проходила в Центральном театре Советской Армии, на сцене которого он работал три года.

В 1953 году Баталов вернулся в художественно-академический и оставался ему преданным вплоть до 1957-го. Другой судьбы Алексей Баталов себе и не представлял. В конце пятидесятых актёр сосредоточился на работе в кино.

Фильмы с участием актёра

Славу Алексею Баталову принесли замечательные фильмы, в которых он снимался. Ему повезло с предлагаемым материалом, с режиссёрами, прекрасно осознававшими громадный потенциал талантливого актёра.

На талантливого парня обратили внимание с первой же крупной его работы в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья». В этой картине Баталов снялся в роли простого рабочего парня, работающего на судоверфи – сначала клепальщиком, затем сварщиком, одного из членов многочисленного семейства Журбиных. Игра молодого актёра настолько впечатлила режиссёра, что он не задумываясь пригласил Баталова на главную роль в своём следующем фильме «Дело Румянцева». Это получился мелодраматический советский полудетектив, где шофёра Сашу Румянцева подставляет под уголовное дело его же начальник, а разобраться в ситуации берётся опытный и справедливый следователь, начальник ОБХСС, полковник Афанасьев в исполнении Сергея Лукьянова (кстати, в предыдущей ленте Лукьянов сыграл деда персонажа Баталова).

В том же 1955 году Алексея пригласил на съёмочную площадку фильма «Мать» по одноимённой повести Максима Горького режиссёр Марк Донской. Баталову достаётся главная роль революционера Павла Власова. Интересно, что в более ранней экранизации произведения в 1926 году эту же роль исполнил дядя Алексея Владимировича – Николай Баталов.

Через два года артисту посчастливилось получить знаковую роль в шедевральном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». Баталов сыграл Бориса Бороздина – парня главной героини Вероники. Молодые люди любят друг друга, но их разлучает война. Борис погибает, однако похоронка до родных не доходит. Между тем любимая девушка предаёт его, согласившись выйти замуж за Марка – двоюродного брата Бориса, музыканта, имеющего бронь и не попавшего на фронт. В конце фильма Вероника безуспешно ищет Бориса среди возвратившихся фронтовиков. Лента завоевала главный приз Каннского кинофестиваля. Главные роли в фильмах Баталову были обеспечены.

Через год вышла картина «Дорогой мой человек» всё того Хейфица, где перед зрителями предстал ещё один блистательный дуэт – Инна Макарова и Алексей Баталов. Последний сыграл военврача Владимира Устименко, а Макарова его возлюбленную.

В 1960 году Хейфиц вновь пригласил в свою съёмочную группу любимого артиста. На этот раз экранизировали классическое произведение – чеховскую «Даму с собачкой». Алексей достоверно изобразил интеллигентного женатого мужчину по фамилии Гуров, влюбившегося на отдыхе в Ялте в замужнюю женщину Анну Сергеевну (Ия Саввина). Фильм был представлен на нескольких международных фестивалях и набрал множество наград, а также положительных рецензий.

В 1962 году Алексей Баталов перевоплотился в физика-ядерщика Гусева в ленте Михаила Ромма «Девять дней одного года». Герой по ходу действия получает дозу радиации во время эксперимента, но продолжает тяжёлую работу, по сути совершая настоящий подвиг во имя науки. Жену Гусева сыграла Татьяна Лаврова, а коллегу-соперника – Иннокентий Смоктуновский. Эта лента также собрала целую гроздь призов.

В шестидесятых Баталов увлёкся режиссурой и радиотеатром, снимается гораздо реже. Но и в эти годы он отдаёт предпочтение классике, хорошим сценариям и сотрудничеству с сильными режиссёрами. В каких фильмах снимался тогда:

  • с Хейфицем в «В городе С.» (по рассказу Чехова «Ионыч»);
  • в «Седьмом спутнике» с Ароновым и Германом (по книге Лавренёва);
  • с Венгеровым в «Живом трупе» (по повести Льва Толстого).

В семидесятые Баталов становится преподавателем ВГИКа, а позже – звание профессора и должность завкафедрой. Кино также не забывается. Из особо удачных лент с участием артиста можно назвать:

  1. «Бег» (Наумов-Алов);
  2. «Звезда пленительного счастья» (Мотыль);
  3. «Чисто английское убийство» (Самсонов);
  4. «Поздняя встреча» (Шредель).

А венцом не только этого временного отрезка, но и всей кинокарьеры в биографии Баталова стала всенародная любимая лента режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Картина получила и международное признание, завоевав престижную американскую премию «Оскар» в 1980 году как лучший фильм года на иностранном языке.

Баталовский персонаж, интеллигент-слесарь Гоша появляется только во второй серии картины и становится главным мужчиной в жизни героини фильма Кати Тихомировой в блистательном исполнении Веры Алентовой. Фильм триумфально прошёл по экранам советских кинотеатров. Он до сих пор регулярно включается в праздничную сетку телевещания. Выйти замуж за такого же «Георгия Ивановича» мечтали многие женщины нашей страны, таким образом, Баталова можно признать секс-символом той эпохи, хотя термина такого у нас в те годы не употребляли. Цитаты из этого фильма мигом разошлись в народ: «Какие люди! и без охраны!», «Не учи меня жить, лучше помоги материально», «В сорок лет жизнь только начинается!», «Всё в жизни я решаю сам, на том простом основании, что я мужчина».

После этого взлёта таких же значимых картин в фильмографии артиста больше не оказалось. В восьмидесятые Баталов снимался крайне редко, в девяностые – совсем мало, а в новом веке засветился однажды, и то в не самой удачной картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!» (2006), где сыграл самого себя (камео).

Режиссёрские работы

Однажды молодой и энергичный Баталов решил испытать себя в режиссёрском кресле, почувствовать себя в роли человека, находящегося по ту сторону камеры. Материал дебютант взял первосортный – известную повесть Гоголя под названием «Шинель». Съёмки начались в 1959 году. На главную роль Акакия Акакиевича Башмачкина Баталов пригласил Ролана Быкова.

Через шесть лет Баталов вновь обратился к классике. На очереди оказалась экранизация сказки Юрия Олеши «Три толстяка», причём Алексей Владимирович принял участие в написании сценария и сыграл в ленте одну из главных ролей – гимнаста Тибула. Помимо него в картине были задействованы Валентин Никулин (профессор Гаспар Арнери), Павел Луспекаев (генерал Караска), брат Баталова Борис Ардов (капитан Бонавентура).

В 1972 году вышла третья и, к сожалению, последняя режиссёрская работа Баталова. И вновь русская классика, на этот раз «Игрок» Достоевского.

В дальнейшем Алексей Владимирович не снимал. Как впоследствии объяснял сам Баталов, в Ленинграде у него подобралась замечательная команда, дружный коллектив, а в Москве, куда он был вынужден переехать, такой команды сколотить не посчастливилось.

Сценарии и радиопостановки

Радиопостановки стали для тонкого ценителя хорошей литературы настоящей отдушиной. Артист давно хотел поработать у микрофона, в роли чтеца выдающихся литературных произведений. В результате на радио Баталовым записаны «Казаки» Льва Толстого, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Белые ночи» Достоевского, «Поединок» Куприна. Эти радиоспектакли и сейчас слушаются на одном дыхании, настолько они профессионально и изумительно записаны.

Талант в написании сценариев у артиста проявился ещё при создании фильма «Три толстяка», а затем развился в анимации. Перу Алексея Баталова принадлежат сценарные разработки к мультфильмам «Зайчонок и муха», «Чужая шуба», а также он автор сценария художественного фильма 1989 года «Поездка в Висбаден» и документального «По ту сторону экрана» (2009).

Озвучивание

Бархатный приятный голос Алексея Владимировича пригодился ему при работе по озвучиванию фильмов, документалистики и мультиков. Баталова приглашали записывать закадровый голос, текст от автора, например, в таких мультфильмах, как:

  • «Загадочная планета»;
  • «Ёжик в тумане»;
  • «Лягушка-путешественница»;
  • «Гора самоцветов».

Работы в озвучивании художественных фильмов:

  • «Господин Великий Новгород»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Казус Кукоцкого».

В документальных фильмах:

  • «Слово о России»;
  • «Мир Улановой»;
  • «Незнакомый Бурков. Письма к другу»;
  • «Россия. XX век. Взгляд на власть».

Звания и награды

За длительную карьеру Баталов не раз удостаивался самых высоких наград и званий за превосходную работу и выдающийся вклад в развитие отечественного искусства. Согласно Википедии, в конце восьмидесятых он получил Героя соцтруда, а в середине семидесятых – звание народного артиста СССР. В его наградном списке:

  1. Ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III степени;
  2. Два ордена Ленина;
  3. Орден Петра Великого;
  4. болгарский орден «Кирилл и Мефодий»;
  5. Госпремии за роль Гоши в «Москва слезам не верит», за Дмитрия Гусева в «Девять дней одного года», премия Ленинского комсомола за создание образов советского молодого человека в «Дорогой мой человек», «Летят журавли», «Девять дней одного года»;
  6. Награды различных кинофестивалей, в том числе Каннского, Московского, «Кинотавра», «Созвездия»;
  7. Премии «Юнона», «Ника», «Кумир», «Триумф».
  8. С 2003 года Баталов пожалован в дворяне российским Императорским Домом.

Личная жизнь и семья артиста

Это был человек, что называется, старой закалки. А потому о своей личной жизни распространяться не любил. Но и совсем отгородиться в этом отношении от внешнего мира у Баталова не выходило – слишком большой интерес вызывала у народа его яркая личность.

Дети и жёны

В молодости он влюбился в свою ровесницу. Ирина Ротова – первая жена Алексея Баталова. Ребята поженились, едва достигнув совершеннолетия. В 1955 году у них родилась дочь Надежда Баталова. Есть также у актёров внучка Екатерина Смирнова – ныне экономист.

Часто находясь на съёмках, глава семейства подолгу отсутствовал дома, что не могло не сказаться в отношениях с супругой. Постепенно чувства охладели. В конце пятидесятых актёр знакомится с цирковой артисткой, цыганкой Гитаной Леонтенко, и что называется, теряет голову. Он подаёт на развод 1958 в году и буквально сразу же вступает в новый брак – Гитана Леонтенко становится второй женой Баталова.

В этом браке актёр был по-настоящему счастлив. Через десять лет совместной жизни на свет появляется дочь Мария Баталова. К несчастью, при родах врачи допустили ошибку, и девочка родилась с ДЦП. Несмотря на все препятствия и трудности родители помогли социальной адаптации дочери. Маша впоследствии закончила сценарный факультет ВГИКа, стала работать по специальности. Ей удалось вступить в Союз писателей и опубликовать книгу.

Фото Алексея Баталова

Снимков, на которых фигурирует этот актёр, режиссёр и преподаватель вуза существует великое множество, достаточно выйти в Интернет и набрать в поисковике сочетание «фото Алексея Баталова». При желании можно найти фото в старости, а также последние фото.

Смерть и память об актёре

Причина смерти великого артиста – проблемы с сосудами. Алексея Владимировича по этому поводу частенько мучили головные боли, а с годами дело только усугубилось. Однажды в январе 2017 года у мужчины закружилась голова. Он упал и заработал перелом шейки бедра. Баталова госпитализировали, провели две операции. Состояние здоровья стало вроде бы улучшаться, но выписывать пациента домой врачи не спешили…

Баталов так и не вернулся из больницы. Дата смерти – 15 июня, актёр скончался во сне.

Отчего умер артист, мы уже сообщили. Возможно, приблизил час смерти Алексея Владимировича долгий и неприятный дачный конфликт с соседом по даче, ювелиром. Хитрый гражданин произвёл межевание так, чтобы ему досталось побольше земли и уговорил подписать документы Баталова. Тот согласился, но когда выяснился подвох, что-либо исправить было поздно. Пришлось к разборке подключать даже мэра Москвы Сергея Собянина.

«Встреча с Алексеем Баталовым» (1989) – так назывался документальный проект, посвящённый творчеству артиста.

Именем актёра назван Бугульминский драмтеатр в Татарстане.

Похороны прошли 19 июня при большом стечении народа – родственников, знакомых, друзей.

На могилу актёра регулярно приходят многочисленные поклонники его таланта.

Памятник Алексею Баталову на кладбище представляет собой большой серый крест в чёрном обрамлении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector